Руководство. Перечень работ технического обслуживания
Содержание работ
Технические требования
Приборы, инструмент, приспособления и мате¬риалы, необходимые для выполнения работ
Ежедневное техническое обслуживание (ЕО)
Обслуживание перед выездом
Осмотрите автомобиль и проверьте, нет ли подте¬кания топлива, масла, тормозной и охлаждающей жидкостей, утечек воздуха. При необходимости ус¬траните неисправности. Осмотрите двигатель, при необходимости очистите его от пыли и грязи. Проверьте уровень тор¬мозной жидкости, при необходимости долейте. Перед пуском двигателя:
- проверьте уровень масла в картере двигателя и при необходимости доведите до нормы;
Уровень масла должен быть между метками «В» и «Н» указателя
Резервуар с маслом, маелораздаточная колонка, обтирочный материал
- проверьте уровень охлаждающей жидкости в радиаторе, при необходимости долейте
Уровень охлаждающей жидкости должен быть выше торцов охлаждающих трубок в верхнем бачке радиатора (см. химмотологическую карту)
Резервуар с охлаждающей жидкостью, мерная линейка
Заполните бачок насоса омывателя ветрового окна
При отрицательных температурах воду из бачка следует слить
Резервуар
Проверьте исправность и действие приборов освещения, световой и звуковой сигнализации, контрольно-измерительных приборов и стеклоочистителей
Неисправности не допускаются
Проверьте работу гене¬ратора по показанию ука¬зателя тока (см. подраздел «Генератор») Проверьте исправность:
- сцепления;
Сцепление должно обеспечивать полное и плавное включение (не пробуксовывать), полное выключение (не должно «вести»)
- рулевого управления;
Гайки пальцев рулевых тяг и усилительного механизма должны быть зашплинтованы, люфтов в соединениях не должно быть, ослабление крепления вилок карданных валов не допускается
Внешним осмотром
- рабочей тормозной системы;
Проверьте исправность сигнализаторов 3 и 4 (см. рис.16), для чего нажмите кнопку 6, при этом должны загораться сигнализаторы. При необходимости замените лампы сигнализаторов. Гидравлическая и пневматическая системы не должны иметь утечек жидкости и воздуха. Нажмите на педаль тормоза и удерживайте ее в этом поло¬жении 1-2 мин. Если по истечении этого времени загорится сигнализатор 3, то это указывает на повреждение внутренней манжеты главного цилиндра тормозов. В этом случае замените манжету. При этом также не должно быть заметного перемещения стрелок двухстрелочного манометра. При заметном перемещении стрелок двухстрелочного манометра или при загорании сигна¬лизатора 4 на панели приборов при больших утечках воздуха устраните неисправность в пневматической части привода
Манометр автомобиля, сигнализатор неисправности тормозов на панели приборов
- стояночной тормозной системы
При полностью прижатых к барабану колодках собачка должна устанавливаться на 4-12 зубьях сектора
Проверьте состояние буксирного прибора (при работе автомобиля с прицепом)
Гайка крюка буксирного прибора должна быть застопорена, защелка крюка зашплинтована
Внешним осмотром
Проверьте состояние шини крепление колес
Шины должны быть без повреждений и посторонних предметов в протекторе. Ослабление затяжки гаек крепления колес не допускается
Внешним осмотром. При необходимости восстановите момент затяжки гаек крепления колеса
Осмотрите крепление седельного устройства и надрамника седельных тягачей
Ослабление крепления седельного устройства и надрамника не допускается
Обслуживание при возвращении из рейса
При необходимости вымойте автомобиль и произведите уборку кабины и платформы
Ручная шланговая мойка, щетки, обтирочный материал
Зимой, чтобы не допустить конденсации влаги в топливном баке, заправьте его топливом до полного объема
Топливозаправочная колонка
Слейте конденсат из воздушных баллонов. В зимний период сливайте конденсат после каждого выезда из теплого гаража
Сливайте конденсат при наличии давления в воздушных баллонах
Техническое обслуживание в начальный период эксплуатации после первых 1000 км пробега
Двигатель
Техническое обслуживание силового агрегата проводите согласно инструкции по эксплуатации на двигатели ЯМЗ- 236М2, ЯМЗ- 238М2
Проверьте и при необходимости подтяните крепление силового агрегата во всех точках, все соединения систем впуска воздуха и выпуска отработавших газов
Ослабление не допускается
Ключи 14x17, 17x19
Слейте отстой из топливного бака
Подтекание топлива через пробку сливного отверстия не допускается;
Ключ 14x17, емкость, обтирочный материал
Слейте отстой из фильтра грубой очистки топлива
Подтекание топлива через пробку сливного отверстия не допускается;
То же
Трансмиссия
Проверьте и при необходимости отрегулируйте свободный ход педали сцепления (см. подраздел «Привод выключения сцепления»)
Свободный ход педали сцепления должен быть в пределах 50-60 мм, при отсутствии давления воздуха в пневмосистеме автомобиля
Ключи 17x19, 14x17, плоскогубцы, линейка
Проверьте и при необходимости подтяните крепление карданных валов Проверьте затяжку и при необходимости подтяните гайки крепления:
Проверьте и при необходимости подтяните гайки крепления карданных вилок рулевого вала;
- « -
Ключи 14x17, 17x19
Рабочая тормозная система
Отрегулируйте зазор между колодками и барабанами рабочих тормозов (см. подраздел «Рабочая тормозная система»)
При регулировании тормозов не нарушайте заводскую установку опорных пальцев колодок. После регулировки тормозные барабаны не должны нагреваться при движении автомобиля
Ключ 19x24, ключ кольцевой 22x24
Электрооборудование
Проверьте плотность и уровень электролита в аккумуляторных батареях, при необходимости долейте дистиллированную воду, подзарядите батарею
См. подраздел «Аккумуляторные батареи»
Ключи 11x13, 17x19, резервуар с дистиллированной водой, стеклянная трубка диаметром 3-5 мм, денсиметр
Проверьте и при необходимости отрегулируйте фары (см.подраздел «Система освещения и сигнализации»)
Регулируйте фары на ненагруженом автомобиле, установленном на ровной горизонтальной площадке
Проверьте крепление кронштейнов контейнера аккумуляторных батарей к раме
То же
Ключи 17x19, 22x24
Проверьте и при необходимости подтяните крепление источника высокого напряжения предпускового подогревателя двигателя
- « -
Отвертка
Проверьте состояние резиновых чехлов на задних фонарях, боковых повторителях, выключателе аккумуляторных батарей, выключателях сигнала торможения, датчике уровня топлива, выключателе вспомогательного тормоза
- « -
Внешним осмотром
Специальное оборудование
Проверьте крепление картера коробки отбора мощности к картеру коробки передач
Ослабление не допускается
Ключ 14x17
Смазочные работы
Слейте масло, очистите, вновь заправьте:
Масло, отработавшее 1000 км на новом автомобиле допускается использовать после очистки (фильтрованием или отстоем)
- в картере раздаточной коробки (см. подраздел Трансмиссия» и химмото-логическую карту)
Заливайте масло до кромки заливного отверстия. Подтекание масла через пробки не допускается
Ключ 22x24, емкость для отработанного масла, маслораздаточный бак модели 133М, обтирочный материал
- в главных передачах ведущих мостов (см. химмотологическую карту)
То же
Ключ 27x30, емкость для отработанного масла, маслораздаточный бак модели 133М, обтирочный материал
Смазочные работы по силовому агрегату производите согласно карты смазки инструкции по эксплуатации на двигатели ЯМЗ- 236М2, ЯМЗ- 238М2
Первое техническое обслуживание (ТО-1)
На новом автомобиле при первом ТО- 1 промойте фильтр насоса усилительного механизма, подтяните гайку корпуса телескопического амортизатора (в дальнейшем под-тягивайте при появлении течи), смажьте подшипник муфты выключения сцепления и втулки вала вилки выключения сцепления
Двигатель
Техническое обслуживание силового агрегата проводите согласно инструкции по эксплуатации на двигатели ЯМЗ- 236М2, ЯМЗ- 238М2
Проверьте и при необходимости подтяните крепление силового агрегата во всех точках
Ослабление крепления не допускается
Ключи 19x22, 17x19
Проверьте и при необходимости подтяните все крепления систем впуска воздуха и выпуска отработавших газов
То же
Ключи 14x17, 17x19
Проверьте и при необходимости отрегулируйте натяжение ремня привода насоса рулевого управления
Допустимый прогиб должен составлять 7-13 мм под усилием 4 кгс в середине ветви
Ослабление не допускается. Затяжку производите на автомобиле с полной нагрузкой
Ключ торцовый 30x32 для гаек стремянок рессор, лопатка монтажная с воротком гидродомкрата
- стремянок задних рессор;
То же
Ключ торцовый 27x38 для гаек колес, лопатка монтажная с воротком гидродомкрата
- пальцы реактивных штанг
Ослабление креплений не допускается
Головка ключа на 46, лопатка монтажная с воротком гидродомкрата, плоскогубцы, отвертка, бородок, молоток
Проверьте и при необходимости подтяните крепление болтов:
- оси балансира в сборе к кронштейнам балансира;
Ослабление креплений не допускается
Ключ торцовый 30x32 для гаек стремянок рессор, лопатка монтажная с воротком гидродомкрата
- кронштейнов балансира к поперечине рамы;
То же
Ключ 17x19
- кронштейнов верхних реактивных штанг;
- « -
Ключ торцовый на 24, вороток
- стяжки задних кронштейнов передних рессор;
- « -
Ключи 17x19, 22x24, молоток, зубило
- передних кронштейнов передних рессор к нижней полке лонжерона;
- « -
Ключ 22x24
- седельного устройства к надрамнику и раме (для седельных тягачей)
- « -
Ключ кольцевой 24x27, ключи 17x19, 22x24
Проверьте состояние шин, колес и их крепление
См. раздел «Колеса и шины». Ослабление крепления не допускается
Ключи 11x13, 17x19, ключ торцовый 27x38 для гаек колес, домкрат гидравли¬ческий, лопатка монтаж¬ная с воротком гидродом¬крата, тележка ГАРО для снятия колес
Рулевое управление
Проверьте затяжку и при необходимости подтяните гайки крепления:
- картера рулевого механизма;
Ослабление крепления не допускается
Ключи 19x22, 22x24 ключ кольцевой 24x27
- карданных вилок рулевого вала
То же
Ключи 14x17, 17x19
- пальцев рулевых тяг;
- « -
Ключ кольцевой 24x27, плоскогубцы
- усилительного механизма;
- « -
Ключ кольцевой 24x27, ключ торцовый на 36, плоскогубцы, отвертка, молоток, лопатка монтажная с воротком гидродомкрата
Проверьте и при необходимости отрегулируйте:
- свободный ход рулевого колеса;
См. подраздел «Рулевое управление. Проверка свободного хода рулевого колеса»
Люфтомер
- схождение передних колес
См. подраздел «Рулевое управление. Регулирование схождения передних колес»
Ключ 17x19, ключ газовый, мерная линейка L-2000 мм
Снимите и промойте фильтр насоса рулевого управления
Подтекание масла через уплотнение фильтра не допускается
Ключ для прокачки гидротормозов, отвертка, емкость для масла, емкость для мойки агрегатов, обтирочный материал
Электрооборудование
Проверьте крепление кронштейнов контейнера аккумуляторных батарей к раме
Ослабление креплений не допускается
Ключи 17x19, 22x24
Проверьте степень зараженности аккумуляторных батарей. Проверяйте согласно указаниям подраздела «Электрооборудование» (работы проводите не реже одного раза в квартал)
При разрядке аккумуляторных батарей на 50% летом и 25% зимой, полностью зарядите их на зарядной станции
Ключи 11x13, 14x17, 17x19, денсиметр, емкость с дистиллированной водой, стеклянная трубка диаметром 3-5 мм, обтирочный материал
Проверьте и при необходимости отрегулируйте фары (см. подраздел «Электрооборудование. Система освещения и сигнализации»)
Регулируйте фары на ненагруженном автомобиле, установленном на ровной горизонтальной площадке
Отвертка, экран со спе¬циальной разметкой
Проверьте крепление стартера к двигателю
Ослабление соединений не допускается
Ключ 22x24
Проворьте состояние изоляции электропроводов и их крепление
Повреждение изоляции и ослабление креплений проводов не допускается
Плоскогубцы, отвертка, нож, изоляционная лента
Проверьте плотность приспособлений и чистоту наконечников проводов к клеммам стартера
Ослабление соединений и загрязнение клемм не допускается
Ключи 10x12, 17x19
Кабина, платформа
Проверьте и при необходимости подтяните крепление кабины, платформы и оперения
Ослабление креплений не допускается
Ключи 10x12, 11x13, 17x19, 22x24
Специальное оборудование
Проверьте крепление коробки отбора мощности
Ослабление креплений не допускается
Ключ 14x17, обтирочный материал
Смазочные работы
Проверьте и при необходимости доведите до нормы уровень масла:
- в картере раздаточной коробки;
Уровень масла должен доходить до кромки контрольнозаливного отверстия. Подтекание масла через пробки не допускастся
Ключи 17x19, 22x24, маслораздаточный бак модели 133М, обтирочный материал
- в главных передачах ведущих мостов;
То же
Ключ 27x30, маслораздаточный бак модели 133М, обтирочный материал
- в колпаках балансиров задней подвески;
- « -
Ключ 27x30, маслораздаточный бак модели 133М, обтирочный материал
- в картере рулевого механизма
- « -
Ключ 17x19
Смазочные работы по силовому агрегату проводите согласно карты смазки инструкции по эксплуатации па двигатели ЯМЗ- 236М2, ЯМЗ- 238М2
Смажьте согласно химмо-тологической карте:;
- верхние подшипники шкворней;
Заполните смазкой через масленки в объеме, указанном в химмотологической карте
Шприц рычажно-плунжерный, обтирочный материал
- шлицевое соединение карданного вала рулевого управления;
Разберите и смажьте шлицевое соединение
Обтирочный материал;
- подшипники водяного насоса;
Смажьте через масленку до выдавливания свежей смазки
Шприц рычажно-плунжерный, обтирочный материал
- шлицевые соединения карданных валов промежуточного и привода среднего моста;
То же
То же
- шарниры реактивных штанг;
Закачивайте смазку до выдавливания свежей смазки, При значительной деформации уплотнительного кольца появление свежей смазки не обязательно
- « -
- оси шарниров седла седельноецепного устройства (для седельных тягачей)
Смажьте через масленку до выдавливания свежей смазки
- « -
- верхнюю плоскость седла
Наносите смазку равномерно;
Лопатка, ветошь
При каждом втором ТО-2 дополнительно выполните следующее:
Двигатель
Техническое обслуживание силового агрегата проводите согласно инструкции по эксплуатации на двигатели ЯМЗ- 236М2, ЯМЗ- 238М2
Проверьте и при необходимости отрегулируйте заднюю опору силового агрегата (см. подраздел «Подвеска силового агрегата»)
Ослабление не допускается
Ключи 17x19, 19x22
Трансмиссия
Проверьте и при необходимости отрегулируйте конические подшипники первичного и промежуточного валов раздаточной коробки (см. подраздел Раздаточная коробка»)
Осевое перемещение должно быть для первичного вала 0,15-0,20 мм, для промежуточного вала — 0,08-0,13 мм
Ключи 8x10,12x13, 14x17, 17x19, 22x24, ключи торцовые 27x38 и 41x46, пассатижи, отвертка, монтажная лопатка, кранбалка, стрелочный индикатор, приспособление для крепления индикатора, бородок, съемник фланцев 375Э-3918050, обтирочный материал
Ходовая часть
Проверьте состояние рамы
Ослабление заклепочных соединений, трещин лонжеронов и поперечин не должно быть
Внешним осмотром, лампа переносная
При работе с прицепом проверьте и при необходимости устраните осевой люфт буксирного крюка (см. подраздел «Рама»)
Допускается осевой люфт буксирного крюка не более 0,5 мм
Ключ торцовый 55, ключ для прокачки гидротормозов, лопатка монтажная с воротком гидродомкрата
Проверьте и при необходимости подтяните крепление буксирного прибора к поперечине
Ослабление креплений не допускается
Ключи 17x19, 22x24
Проверьте наличие осевого перемещения балансира, при необходимости отрегулируйте (см. подраздел «Ходовая часть. Подвеска автомобиля»)
Осевое перемещение балансира не допускается
Ключи 10x12, 14x17, 17x19, бородок, молоток
Тормозная система
Проверьте работу сигнализации неисправности рабочей тормозной системы (см. подраздел «Пневмогидропривод рабочей тормозной системы»)
Сигнализация должна быть исправна
Ключ кольцевой 17x19, плоскогубцы, отвертка, сигнализатор на панели приборов
Проверьте давление на выходе из обеих секций тормозного крана и работу тройного защитного клапана (см.подраздел «Пневмогидропривод рабочей тормозной системы»)
Давление воздуха на контрольных манометрах должно быть равно давлению в системе (по двухстрелочному манометру)
Ключ 11x13, контрольные манометры
Проверьте работу одинарного защитного клапана (см. подраздел «Пневмогидропривод рабочей тормозной системы»)
Воздух должен поступать в баллон тормозов прицепа после того, как давление воздуха в остальных баллонах достигнет величины 550 кПа (5,5 кгс/см2)
Ключ 17x19, контрольные манометры
Проверьте величину давления на соединительной головке однопроводного привода (черная) (см. под¬раздел «Пневмогидропривод рабочей тормозной системы»)
Давление воздуха на контрольном манометре должно быть 480-530 кПа (4,8-5,3 кгс/см2). При включении рабочего или стояночного тормоза контрольный манометр должен показывать давление (0)
Контрольный манометр
Проверьте величину давления на соединительной питающей головке (голубая) (см. подраздел Пневмогидропривод рабочей тормозной системы»)
Давление воздуха на контрольном манометре должно быть равно 0. При включении рабочего или стояночного тормоза контрольный манометр должен показать давление в системе
То же
Проверьте свободный ход педали тормоза, при необходимости отрегулируйте (см. подраздел «Пневмогидропривод рабочей тормозной системы»
Свободный ход педали тормоза должен быть 20-30 мм
Ключи 17x19, 22x24, отвертка, плоскогубцы
Смазочные работы
Смазочные работы по силовому агрегату проводите согласно карты смазки инструкции по эксплуатации на двигатели ЯМЗ- 236М2, ЯМЗ- 238М2
Смажьте валик разжимного кулака стояночного тормоза (см. химмотологическую карту)
При повороте регулировочного рычага стояночного тормоза колодки должны без заеданий раздвигаться и под действием пружин возвращаться в исходное положение
Масленка- капельница
Снимите колодки рабочих тормозов, очистите и смажьте оси и втулки колодок (см. химмотологическую карту)
Колодка рабочего тормоза должна свободно вращаться на оси
Снимите ступицы колес, удалите старую смазку и заложите новую. Промойте, смажьте и при установке отрегулируйте подшипники ступиц (см. подраздел «Ведущие мосты» и химмотологическую карту)
Нанесите смазку на ролики и сепаратор подшипников равномерно по всей наружной поверхности. После небольшого пробега при правильной регулировке подшипников ступица должна быть холодной или слегка нагретой
Ключ торцовый на 140, лопатка монтажная с воротком гидродомкрата, отвертка, домкрат, тележка ГАРО для снятия ступиц, резервуар для смазки, обтирочный материал, ключи 10x12, 17x19, съемник полуоси
Разберите и смажьте шлицевые соединения карданных валов привода переднего и заднего мостов (см. химмотологическую карту)
Нанесите смазку тонким слоем по всей поверхности шлицев. При сборке следите, чтобы стрелки, выбитые на трубчатом валу и скользящей вилке, были расположены одна против другой
Ключ 17x19, 22x24, резервуар для смазки, обтирочный материал
Смажьте шарниры рулевых тяг и усилительного механизма (см. химмотологическую карту)
Закачивайте смазку до начала расширения защитной муфты наконечника. Шарниры должны быть герметичны
Шприц рычажно- плунжерный, обтирочный материал
Замените смазку - в корпусах:
- в корпусах поворотных кулаков переднего моста (см. химмотологическую карту);
Заливайте смазку до кромки заливного отверстия
Ключи 10x12, 17x19, 24x27, ключ торцовый на 140, лопатка монтажная с воротком гидродомкрата, отвертка, молоток, тележка ГАРО для снятия колес в сборе со ступицей и барабаном, резервуар для отработанного масла, обтирочный материал
- в колесных цилиндрах рабочего тормоза (снимите и разберите их). Детали промойте и смажьте, поврежденные и износившиеся замените;
Детали промывайте в спирте или тормозной жидкости
Резервуар для мойки
- в ступицах задней балансирной подвески (см. химмотологическую карту);
Заливайте масло до уровня контрольнозаливного отверстия в колпаке. Подтекание масла через уплотнения колпака и пробку не допускается
Ключ для прокачки гидротормозов, ключ 17x19, емкость для отработанного масла, маслораздаточный бак модели 133М, обтирочный материал
- в манжетах подкачки шин (см. подраздел «Централизованная система регулирования давления воздуха в шинах» и химмотологическую карту);
Отверстие для подвода воздуха должно быть свободным от смазки
Ключи 17x19, 22x24, ключ для прокачки гидротормозов, съемник полуоси, обтирочный материал
При каждом третьем ТО-2 дополнительно выполните следующее:
Ходовая часть
При работе с прицепом проверьте состояние резьбы на крюке и гайке буксирного прибора. При наличии деформации резьбы крюк и гайку замените новыми
- в картере раздаточной коробки (см. подраздел «Раздаточная коробка» и химмотологическую карту)
Заливайте масло до кромки заливного отверстия на задней стенке картера. Подтекание масла через пробки не допускается
Ключ 17x19, резервуар для отработанного масла, маслораздаточный бак модели 133М, обтирочный материал
- в главных передачах ведущих мостов (см. химмотологическую карту)
То же
Ключ 27x30, резервуар для отработанного масла, маслораздаточный бак модели 133М
Смажьте вал промежуточного привода сцепления и тормозного крана
Смазывайте через масленку до появления свежей смазки
Шприц рычажно-плунжерный, обтирочный материал
При каждом четвертом ТО-2 дополнительно выполните следующее:
Тормозная система
Снимите и разберите пневмоусилители с главными цилиндрами, детали промойте и перед сборкой смажьте, Манжеты с рисками и выхватами замените (см. химмотологическую карту)
Детали пневмоусилителей промойте в керосине, детали главного цилиндра в спирте или тормозной жидкости
Осмотрите окрашенные поверхности и при необходимости окрасьте. Обнаруженные трещины заварите и окрасьте
Ржавчина, отслоение краски, трещины не допускаются
Переносная лампа
Смазочные работы
Разберите пневмоцилиндры вспомогательного тормоза и пневмоусилителя сцепления, поршни и внутреннюю поверхность цилиндров смажьте (см. химмотологическую карту)
Наносите смазку равномерно тонким слоем по всей поверхности цилиндров и поршней